НИКОЛАЙ
Том L, С. 258-259
опубликовано: 9 ноября 2022г.

НИКОЛАЙ

Мч. Николай Варжанский. Фотография. После 1907 г.Мч. Николай Варжанский. Фотография. После 1907 г.

Георгиевич (Юрьевич) Варжанский (25.11.1881, мест. Искорость Овручского у. Волынской губ.- дек. 1918, Москва), мч. (пам. 23 авг., в Соборе Волынских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских). Из семьи чиновника, потомственного почетного гражданина. Окончил Житомирское ДУ, затем Волынскую ДС по 1-му разряду. В 1903 г. поступил в МДА. Окончил академию в 1907 г. с ученым званием кандидата богословия за соч. «Малороссийское богословие в отношении к латинству до Петра Могилы». В том же году обвенчался с Зинаидой Неофитовной Любимовой, дочерью прот. сщмч. Неофита Любимова, настоятеля Воскресенской ц. на Ваганьковском кладбище в Москве. Прот. Неофит Любимов был известным в Москве миссионером и проповедником, организованное им изд-во выпускало миссионерскую и апологетическую лит-ру. Общие устремления впосл. сблизили Н. с тестем, они вместе занимались миссионерской и просветительской деятельностью.

11 февр. 1908 г. Московский и Коломенский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) назначил Н. на должность помощника противосектантского миссионера Московской епархии. С 31 мая 1910 г. он занимал должность противосектантского миссионера-проповедника Московской епархии. С марта 1911 г., не оставляя миссионерской деятельности, служил в Московской канцелярии Синода, а также преподавал историю и обличение сектантства во второклассной церковной школе при Московском епархиальном доме (с 1910) и на церковно-учительских курсах им. В. А. Грингмута (с 1911). 9 июня 1915 г. назначен преподавателем на вновь открытую в МДС кафедру сектоведения. Выступал в качестве лектора по обличению сектантов на миссионерских и пастырских курсах в 1910-1915 гг. Член правления братства Воскресения Христова (с 1910). Организовал в Лефортове в рабочих кварталах за Семёновской заставой Варнавинское народное об-во трезвости, в к-ром состоял товарищем председателя. Варнавинское об-во имело собственный дом, где читали лекции известные профессора, и собственный домовый храм во имя ап. Варнавы.

С 1908 г. Н. издавал статьи и брошюры, касавшиеся прежде всего разбора различных сектантских учений (всего ок. 40 работ). Также он был автором неск. противосектантских книг, ставших востребованными пособиями в практической миссионерской деятельности. Главным произведением Н. было вышедшее в 1910 г. «Доброе исповедание» (Православный противосектантский учебник для катехизации народа) под редакцией духовного наставника автора Волынского архиеп. Антония (Храповицкого; впосл. митрополит); проиллюстрировал книгу сщмч. Мирон Ржепик. Этот учебник обобщал опыт деятельности Н. на народных курсах. «Доброе исповедание» охватывало главные темы христ. учения в противопоставлении доктринам сектантов. Весь материал, преподанный в форме вопросов и ответов, расположен в строго систематическом порядке. Н. получил большое количество положительных отзывов на свою книгу, в т. ч. от выдающегося миссионера Прилукского еп. сщмч. Сильвестра (Ольшевского; впосл. архиепископ), к-рый ему писал: «Сердечно благодарю Вас за присланные мне Вами Ваши прекрасные миссионерские книжки. Вашими трудами мы понемногу пользуемся, так как они очень по сердцу пришлись моим сотрудникам по миссионерскому делу. Укрепи Вас Господь продолжать свое святое дело!» В рецензии на книгу в газ. «Московские ведомости» (1910. № 273) говорилось: «Автор книги просто и ясно, вполне понятным для рабочего люда языком излагает христианское мировоззрение. Проводя сравнение между православной христианской верой и различными сектантскими лжеучениями, автор дает неотразимое оружие против доводов всевозможных еретиков, которых так много появилось в последнее время». Книга быстро разошлась и вскоре была выпущена 2-м изданием, его Н. посвятил «искренно любимым православным московским рабочим». В 1910 г. Н. также выпустил кн. «Оружие правды», она представляла собой своеобразный конспект для ведения противосектантских бесед. В книге детально разбирались места из Свящ. Писания по темам и пунктам, по которым сектанты вели наиболее активные споры, отстаивая свои заблуждения. В 1911 г. Н. опубликовал курс сектоведения «Образец здравого учения» под редакцией выдающегося организатора миссионерского дела прот. сщмч. Иоанна Восторгова. Н. тесно сотрудничал с прот. Иоанном в миссионерской и просветительской деятельности, был редактором издававшейся им народной газ. «Церковность».

С 7 янв. по 28 марта 1915 г. Н. занимал должность псаломщика в домовом Владимирском храме Московского епархиального дома. В марте 1911 г. утвержден в чине коллежского секретаря, в марте 1914 г.- титулярного советника. Был награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1912) и св. Анны 3-й степени (1914).

После Февральской революции 1917 г. Н. стал подвергаться нападкам и преследованиям за свою просветительскую деятельность. Районный совет рабочих и солдатских депутатов требовал закрытия Варнавинского об-ва - якобы оттуда «исходит открытая погромная пропаганда». Когда 24 апр. в помещении Варнавинского об-ва трезвости проходила лекция проф. МДА Н. Д. Кузнецова о текущем положении в стране и необходимости правосл. людей объединяться вокруг Церкви, находившийся в зале председатель местного совета Степанов под предлогом того, что на чтениях, по его мнению, проводилась агитация за возвращение старого строя, послал за нарядом милиции. Вооруженные милиционеры ворвались в зал и разогнали слушателей лекции, затем Степанов объявил, что помещение общества реквизировано для «культурно-просветительских целей». Председательствовавший во время лекции Н. и проф. Кузнецов были задержаны, но вскоре освобождены. В июне того же года вопрос о Варнавинском об-ве рассматривался реквизиционной комиссией при Исполнительном комитете московских общественных орг-ций, на к-рой Н. удалось добиться отмены решения о реквизиции помещения об-ва.

Н. был делегатом V Всероссийского миссионерского съезда, проходившего 25 июля - 5 авг. 1917 г. в Бизюковом Пропасном монастыре Херсонской епархии, участвовал в обсуждении вопроса о современных сектах. В связи с ситуацией на Украине он выступил против приспособляемости к национальным особенностям в религиозных вопросах: «Нельзя обосновывать православную веру на национальных особенностях и на влияниях момента… Латинство бессильно, когда мы сильны». На заседании съезда был избран в числе 10 делегатов на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., однако в ходе работы Собора предложение о расширении его состава за счет делегатов миссионерского съезда было отклонено ввиду многочисленности участников. Н. присутствовал на Поместном Соборе в качестве делопроизводителя Отдела о внутренней и внешней миссии и о церковной дисциплине.

После прихода к власти большевиков Н. продолжал сотрудничать с прот. Иоанном Восторговым. В мае 1918 г. выпустил листок «Сказание о чудотворном образе св. Угодника Божия свт. Николая над Никольскими воротами в Москве», в к-ром говорилось о том, как образ свт. Николая на Никольской башне Московского Кремля, поврежденный в окт. 1917 г. при большевистском артиллерийском обстреле и закрытый во время «пролетарского» первомайского праздника, сам собой освободился из-под красного полотнища. Вскоре власти использовали публикацию об этом чуде для обвинения Н. в контрреволюционной деятельности. 31 мая 1918 г. Н. зашел на квартиру прот. Иоанна Восторгова, где в это время проводился обыск, и был вместе с прот. Иоанном арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Ордер на его арест был выписан лишь на следующий день. В дальнейшем Н. проходил по одному делу с прот. Иоанном. Следователь ЧК составил о Н. заключение: «Реакционер чистейшей воды, ведет всегда погромную и черносотенную агитацию. Главным ему гнездом явилось Варнавинское общество трезвости». На допросе Н. заявил: «Выступая с проповедью, я никогда не касался политических вопросов, за исключением тех пунктов, которые соприкасаются с церковной жизнью. С Восторговым я познакомился еще будучи студентом, когда он был московским епархиальным миссионером, интересуясь религиозными вопросами. В каких политических партиях в это время состоял Восторгов, меня мало интересовало. Листовку «Сказание о чудотворном образе святого Угодника Божия святителя Николая Чудотворца» редактировал я. Издавая листовку, я преследовал цели осведомительного характера и поддержания религиозных чувств в народе».

Сразу после ареста Н. с ходатайствами о его освобождении в ЧК стало обращаться множество людей и орг-ций, среди них - ректор и члены правления МДС, Союз церковноприходских общин, объединившихся при московской Преображенской, что в Преображенском, церкви, Совет объединенных приходов Москвы, Совет Варнавинского народного об-ва трезвости. Об освобождении Н. ходатайствовал перед заведующим ЧК и председателем Верховного трибунала патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин). Все эти прошения были отклонены. 20 июня ведший дело следователь ЧК предложил расстрелять всех обвиняемых, проходивших по делу прот. Иоанна Восторгова, включая Н. Однако 23 июля Коллегия следственного отдела ЧК постановила прекратить и сдать в архив дело Н. Тем не менее он оставался в заключении. 5 сент. 1918 г. по решению Следственной комиссии Революционного трибунала при ВЦИК был казнен прот. Иоанн Восторгов и арестованный вместе с ним Селенгинский сщмч. Ефрем (Кузнецов). 8 сент. Следственная комиссия обратилась во ВЦИК за разрешением ликвидировать дела внесудебным порядком; дело Н. было передано из Революционного трибунала в ЧК. Н. еще несколько месяцев находился в заключении, а затем был казнен по решению Коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией ВЧК от 3 дек. 1918 г. Он был расстрелян, а затем погребен на пустыре за оградой Калитниковского кладбища в Москве; ныне место захоронения утрачено.

Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. День памяти Н. установлен в день мученической кончины священномучеников прот. Иоанна Восторгова и еп. Ефрема (Кузнецова).

Соч.: Как проповедует граф Л. Н. Толстой о Боге. М., 19082; Новая «универсальная религия». СПб., 1908; Бегите от гибели. М., 1909; Ответ христианина на призывную проповедь пашковцев и штундо-баптистов. М., 1909; Доброе исповедание: Правосл. противосектантский учеб. для катехизации народа. Почаев, 1910. М., 19122, 1998р; О почитании Божией Матери. О молитвах за умерших. О бессмертии души. О субботе и Воскресенье. Почаев, 1910; Образец здравого учения (2 Тим 1. 13): Краткий учебник по сектоведению. М., 1910, 19113, 19124, 19145; Оружие правды. М., 1910, 19123, 2011; Церковь и секты. Почаев, 1910; О бессмертии души. Против сектантов-адвентистов. СПб., 1911; О святости Церкви Христовой: Опыт изъяснения и выписка из ведения беседы. СПб., 1911; Слово здравое: Книжечка для научения правосл. детей христ. благочестию. М., 1911; В чем вера Л. Н. Толстого. М., 1911; За веру Божию. М., 1911; На св. войну за веру! Миссионерская книжечка. М., 1912; Житие и страдание св. апостола Варнавы. М., 1912; Тяжкий грех. М., 1912; Вера рваная. М., 1913; Святое дело. М., 1913; Миссионерская самозащита. Х., 1914; Краткий указ. текстов для бесед с сектантами. М., 1915.
Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 81. 1 отд. 1 ст. Д. 96; Ф. 802. Оп. 10. 1909 г. Д. 218; Ф. 796. Оп. 441. Д. 43; Оп. 446. Д. 420; Оп. 436. Д. 1109; ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 229. Оп. 4. Д. 511; Ф. 1381. Оп. 1. Д. 15; ГАРФ. Ф. 63. Оп. 1. Д. 12; ЦА ФСБ РФ. Р-48566. Т. 10.
Лит.: Польский. Ч. 1. С. 212; Цыпин. История РЦ. Т. 9. С. 684; ЖНИР: Моск. Июнь-авг. С. 173-183.
Архим. Дамаскин (Орловский)
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)
  • ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)
  • ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.)
  • ИЛИЯ Михайлович Громогласов (1869 - 1937),прот., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • МИРОН Иванович Ржепик (1885 - 1937), прот. , сщмч. (пам. 31 авг., в Соборе Волынских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
  • МИХАИЛ Степанович Строев (1876-1938), мч. (пам. 3 марта, в Соборе Московских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских)
  • НИКОЛАЙ Владимирович Беневоленский (1877-1941), прот., сщмч. (пам. 3 мая, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • ОЛЬГА Васильевна Евдокимова (1886-1938), мц. (пам. 28 янв. в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • ПАВЕЛ Платонович Преображенский (1882-1937), прот., сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
  • ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
  • ПЕТР Иванович Игнатов (1904-1941), мирянин, мч. (пам. 1 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе святых Красноярской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • ПЕТР Васильевич Троицкий (1889-1938), псаломщик, мч. (пам. 31 дек., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • ПЕТР Сергеевич Царапкин (1883-1937), псаломщик, мч. (пам. 26 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АГАФИЯ († 1918), мц. (пам. 29 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых)
  • АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)